ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2[1]-372/2016 от 03.02.2016 Бузулукского районного суда (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2016 года г. Бузулук.

Бузулукский районный суд Оренбургской области в составе

председательствующего судьи Сафроновой Е.Н.,

помощника Бузулукского межрайпрокурора Б.,

при секретаре Зиннуровой С.Н.,

с участием истца ФИО1 Е,

представителя истца К,

представителя ответчика Л,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 Е к Управлению М о признании незаконным увольнения, восстановлении на службе, выплате денежного довольствия за время вынужденного прогула,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 ** ** **** обратилась в суд с иском к У о признании незаконным увольнения, восстановлении на службе, выплате денежного довольствия за время вынужденного прогула.

В обоснование требований указала, что с ** ** **** по ** ** **** являлась сотрудником полиции, <данные изъяты>. Выслуга на день увольнения составила <данные изъяты>

Приказом <данные изъяты> от ** ** **** уволена из <данные изъяты> на основании п. 2 ч. 1 ст. 82.1 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с утратой доверия.

Увольнение считает незаконным, поскольку дисциплинарное взыскание в виде увольнения не соответствует тяжести совершенного проступка. Факт предоставления неполных сведений об обязательствах имущественного характера в сумме <данные изъяты> руб. по договору денежного займа под <данные изъяты> % в месяц, не отраженный в Справках о доходах за ** ** **** годы был предметом обсуждения на аттестационной комиссии <данные изъяты>** ** ****. Аттестационная комиссия решила применить к ней меру юридической ответственности, предупредив о неполном служебном соответствии, именно это дисциплинарное взыскание могло быть применено к ней.

Привлечение к ответственности в виде увольнения ** ** **** считает незаконным, поскольку данное взыскание наложено по истечении шетимесячного срока, исчисляемого со дня совершения дисциплинарного проступка, в данном случае со дня предоставления Справок о доходах с недостоверными и неполными сведениями об обязательствах имущественного характера за ** ** **** годы.

Просила суд признать незаконным Приказ <данные изъяты> от ** ** **** «О наложении дисциплинарного взыскания» и её увольнении из органов внутренних дел в связи с утратой доверия, восстановить на службе в должности <данные изъяты> и взыскать денежное довольствие за время вынужденного прогула.

В ходе рассмотрения дела по существу ** ** **** истец ФИО1 дополнила исковые требования требованиями о признании незаконным п. 16 приказа <данные изъяты> л.с. от ** ** ****.

В судебном заседании истец ФИО1 и её представитель К действующий на основании доверенности ** ** **** поддержали заявленные требования, дополнив основание требований о незаконности увольнения тем, что ФИО1 была уволена с пропуском месячного срока привлечения к дисциплинарной ответственности со дня обнаружения проступка, и не с той должности, которую занимала.

Представитель ответчика Л действующий на основании доверенности от ** ** **** исковые требования не признал, представил в суд мотивированный отзыв, пояснил, что увольнение ФИО1 произведено правомерно, с учетом тяжести совершенного проступка, в установленные законом сроки. Заявил о пропуске истцом срока обращения в суд за защитой своих прав. В удовлетворении исковых требований просил отказать в полном объеме.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение Б., полагавшим иск не подлежащим удовлетворению, и обративший внимание суда на пропуск истцом срока для обращения в суд за защитой трудового права, суд приходит к следующему.

Установлено, что ФИО1 проходила службу в <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

** ** **** контракт о прохождении службы <данные изъяты> расторгнут, уволена в соответствии с Федеральным законом от 30.11 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по <данные изъяты> (в связи с утратой доверия в случае не предоставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений на основании приказа УМВД России по Оренбургской области л/с от ** ** ****.

Данные обстоятельства подтверждены послужным списком ФИО1., трудовой книжкой выписками из приказов <данные изъяты>, контрактом о прохождении службы в <данные изъяты> от ** ** **** и дополнительными соглашениями к контракту от ** ** ****, от ** ** **** и от ** ** ****.

В период службы ФИО1 <данные изъяты>, что подтверждено паспортом послужным списком, содержащим сведения о свидетельствах о заключении брака и о расторжении брака Этим объясняется издание оспариваемых двух приказов по указанным фамилиям.

Специфическая деятельность, которую осуществляют органы внутренних дел, предопределяет специальный правовой статус сотрудников полиции.

Исходя из этого, государство, регулируя отношения службы в органах внутренних дел, в том числе и основания увольнения с этой службы, может устанавливать в данной сфере особые правила, что не противоречит статьям 19, 37 и 55 Конституции Российской Федерации и согласуется с п.2 ст.1 Конвенции МОТ года относительно дискриминации в области труда и занятий, согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 14 Федерального закона от ** ** **** № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от ** ** **** N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от ** ** **** N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-розыскной деятельности.

Часть 1 статьи 20 Федерального закона от ** ** **** № 79-ФЗ «О государственной гражданкой службе Российской Федерации» обязывает граждан, претендующих на замещение должностей гражданской службы, включенных в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданских служащих, замещающих должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Лицо, замещающее государственную должность представляет ежегодно сведения о своих доходах, о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежные содержания, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Таким образом, приведенными нормами установлен конкретный срок предоставления таких сведений – 30 апреля следующего за отчетным года. При этом, указанные правовые акты не содержат понятия о нарушении срока предоставления, устанавливая императивную ответственность за не предоставление. Следовательно, в случае нарушения установленного законом срока, такие сведения считаются не представленными.

В целях противодействия коррупции Федеральный закон от ** ** **** № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в п. 1 и п. 4 ч. 1 ст. 8 установил для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы запреты и обязанности, в том числе обязанность предоставлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В силу ч. 7 ст. 8 указанного ФЗ проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданина или лица, указанных в части 1 настоящей статьи, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данного гражданина или лица.

В силу ч. 9 ст. 8 данного ФЗ невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 настоящей статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 настоящей статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы.

В соответствии с приказами <данные изъяты> «О перечне должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» и от ** ** **** должности - <данные изъяты>, замещаемые истцом, включены в Перечень должностей федеральной государственной службы в МВД РФ, при назначении на которые и при замещении которых сотрудники обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруга и несовершеннолетних детей.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ** ** **** № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 13.1 указанного ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Обязанность предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника полиции в силу п. 10 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О полиции».

Согласно ст. 30.1 ФЗ «О полиции» за несоблюдение сотрудником полиции ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ** ** **** N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные федеральным законом, определяющим порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел.

Федеральным законом от ** ** **** № 431-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» нарушение в виде непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений исключено из понятия грубого нарушения служебной дисциплины и расценивается не как дисциплинарный проступок, а как коррупционное правонарушение.

Коррупционное правонарушение определяется как противоправное деяние, обладающее признаками коррупции, за которое нормативным правовым актом установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

Увольнение со службы в органах внутренних дел является одним из видов дисциплинарных взысканий, предусмотренных ст. 50 вышеназванного ФЗ.

В силу требований ст. 50.1. Федерального закона № 342-ФЗ (введенной в действие Федеральным законом от ** ** **** N 431-ФЗ) за несоблюдение сотрудником органов внутренних дел ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ** ** **** N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные частью 1 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Законом установлен специальный порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения, предусмотрены особенности исчисления сроков применения дисциплинарного взыскания в случае совершения таких нарушений.

Согласно ст. 51.1 Федерального закона № 342-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о службе в органах внутренних дел, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадрового подразделения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.

При наложении взысканий, предусмотренных статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение сотрудником органов внутренних дел других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты выполнения сотрудником органов внутренних дел своих служебных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

В соответствии с п.13 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011г. № 342-ФЗ контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с утратой доверия в случаях, предусмотренных статьей 82.1 настоящего Федерального закона.

Ст. 82.1 указанного ФЗ устанавливает исчерпывающий перечень случаев, в которых сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия. Формулировка данной нормы права исключает диспозитивную реализацию в соответствующих случаях совершения нарушений.

В частности, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 82 указанного Закона сотрудник органов внутренних дел подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм права следует, что положение об увольнении сотрудника является императивным и не представляет в указанной ситуации уполномоченному руководителю субъективной возможности выбора варианта поведения.

Не предоставление сотрудником внутренних дел сведений об обязательствах имущественного характера представляет собой не дисциплинарный проступок, а коррупционное правонарушение, которое дает основание для утраты доверия и за которое следует увольнение со службы в безусловном порядке, в силу императивности нормы права.

При этом под утратой доверия следует понимать такие последствия действий (бездействия) сотрудника органов внутренних дел, которые порождают у его начальника обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно выполнять свои обязанности.

В рассматриваемом случае истцом было совершено именно такое правонарушение.

ФИО1 Е представляла в <данные изъяты> справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетные периоды с ** ** **** по формам, утвержденным Указом Президента РФ от ** ** **** и от ** ** ****. что следует их указанных справок.

В ходе проведения оперативно-розыскной частью собственной безопасности <данные изъяты> проверки по факту обращения гражданина Н о невыплате ФИО1 денежных средств по договору процентного займа ** ** **** и угроз в его адрес со стороны ФИО1, были изучены справки, представленные ФИО1 на себя и несовершеннолетнего ребенка о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. ** ** ****<данные изъяты> усмотрел, что справка за ** ** ****, в котором был заключен договор займа, содержит неполные сведения, а именно не содержит сведений о каких-либо её имущественных обязательствах.

«Положение о порядке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной службы и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21.09. 2009 года и определяет порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ** ** **** федеральными государственными служащими за отчетный период и за два года, предшествующие отчетному периоду, а также соблюдения государственными служащими в течение трех лет, предшествующих поступлению информации, явившейся основанием для осуществления проверки ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от ** ** **** № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.

В силу п.п. «а» п. 10 указанного Положения основанием для осуществления проверки является достаточная информация представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностными лицами кадровых служб указанных органов, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о её проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о её проведении (п. 12 Положения).

В соответствии с п.п. «а» п. 22 Положения руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении него проверки и разъяснении ему содержания подпункта «б» настоящего пункта – в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения.

По окончании проверки соответствующая кадровая служба обязана ознакомить государственного служащего с результатами проверки с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне (п. 23 Положения).

По результатам проверки должностному лицу, уполномоченному назначать гражданина на должность федеральной государственной службы, в установленном порядке представляется доклад. При этом в докладе должно содержаться предложение, указанное в п. 28 Положения, как то: применение к государственному служащему мер юридической ответственности; о предоставлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и др.

Должностное лицо, уполномоченное назначать гражданина на должность федеральной государственной службы или назначившее государственного служащего на должность федеральной государственной службы, рассмотрев доклад и соответствующее предложение, принимает одно из следующих решений, том числе: применить к государственному служащему меры юридической ответственности; предоставить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (п. 31 Положения).

На основании п. 10 указанного Положения, по рапорту от ** ** ****<данные изъяты> назначена проверка полноты и достоверности сведений, указанных ФИО1 в Справках за ** ** ****, о чем она была уведомлена ** ** ****, что следует из уведомления .

В ходе проверки установлено, что в представленных ФИО1 Справках о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за <данные изъяты> отсутствуют сведения о срочных обязательствах финансового характера на сумму равную или превышающую <данные изъяты> рублей кредитором или должником по которым она является, а именно отсутствуют сведения о её обязательствах перед гражданином Н по договору процентного займа от ** ** **** на сумму <данные изъяты> руб.

В своих объяснениях ФИО1 не отрицала факта заключения договора займа денежных средств с гражданином Н. на сумму <данные изъяты>

По результатам проверки <данные изъяты>** ** **** представлен доклад с предложением о предоставлении материалов проверки к комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных служащих и урегулированию конфликта интересов, о чем ФИО1 ознакомлена ** ** ****.

По рапорту ФИО1 приказом <данные изъяты> от ** ** **** ей был представлен отпуск с ** ** **** по ** ** ****.

Согласно п. 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента РФ от ** ** **** «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» основанием для проведения заседания комиссии является предоставление руководителем государственного органа материалов проверки, свидетельствующих о предоставлении государственным служащим недостоверных или неполных сведений.

** ** **** на заседании аттестационной комиссии <данные изъяты> принято решение за предоставление недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера применить к ФИО1 меру юридической ответственности, предупредив о неполном служебном соответствии, что следует из протокола .

С указанным решением ФИО1 ознакомлена ** ** ****.

В соответствии с п. 33 вышеназванного Положения о комиссиях, ** ** **** копия протокола заседания аттестационной комиссии была представлена <данные изъяты>.

Согласно п. 34 Положения о комиссиях руководитель государственного органа обязан рассмотреть протокол заседания комиссии и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к государственному служащему мер ответственности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по иным вопросам организации противодействия коррупции. О рассмотрении рекомендаций комиссии в принятом решении руководитель государственного органа в письменной форме уведомляет комиссию в месячный срок со дня поступления к нему протокола заседания комиссии. Решение руководителя государственного органа оглашается на ближайшем заседании комиссии и принимается к сведению без обсуждения.

Начальник <данные изъяты> не согласился с предложением комиссии и принял иное решение об увольнения в связи с утратой доверия. На заседании аттестационной комиссии ** ** **** решение руководителя государственного органа оглашено и принято к сведению без обсуждения, что следует из протокола .

До издания приказа об увольнении от ФИО1 в установленном законом порядке получено объяснение по факту предоставления неполных сведений об обязательствах имущественного характера.

Согласно её объяснениям от ** ** **** на имя <данные изъяты> она не отразила сведения об обязательствах имущественного характера на сумму превышающую <данные изъяты> руб. в связи с тем, что денежные средства занимала у Н не для себя, а передавала их своим знакомым С,Д, не считает данные денежные средства своими и поэтому не отразила сведения о них в справке.

** ** **** приказом <данные изъяты> «О наложении дисциплинарного взыскания» за предоставление заведомо недостоверных и неполных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, на ФИО1 наложено взыскание в виде увольнения из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 82.1 Федерального закона от ** ** **** № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - в связи с утратой доверия, что следует из копии данного приказа

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ** ** **** №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормы трудового законодательства применяются к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, перечисленными в ч. 1 ст. 3 названного закона.

В силу ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Копию оспариваемого приказа от ** ** **** ФИО1 получила по окончанию периода временной нетрудоспособности ** ** ****. В суд с требованиями о признании его незаконным и восстановлении на работе обратилась ** ** ****.

Во исполнение данного приказа <данные изъяты> о наложении дисциплинарного взыскания от ** ** **** изданы:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

С приказом от ** ** **** ФИО1 ознакомлена ** ** ****, что подтверждено её рапортом. В её адрес по почте выслана выписка из приказа. Трудовая книжка получена ФИО1 ** ** ****, что подтверждено распиской в получении.

Требования о признании приказа от ** ** **** об увольнении незаконным заявлены ФИО1 в суд только ** ** ****.

Таким образом, процессуальный срок, равный одному месяцу, для обращения в суд с требованиями о признании незаконным приказа об увольнении от ** ** **** и восстановлении на службе, заявленные в суд ** ** **** и признании приказа об увольнении от ** ** **** незаконным и восстановлении на службе, заявленные ** ** **** пропущен.

Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в совокупности, суд признает увольнение ФИО1 правомерным, соответствующим тяжести совершенного проступка, произведенным с соблюдением процедуры увольнения.

В нарушение требований Закона, ФИО1 будучи осведомленной о необходимости предоставления достоверных сведений в установленный законом срок, до ** ** ****, т. е. на протяжении ряда лет не представляла сведений о своих обязательствах имущественного характера, возникших в ** ** ****.

Суд приходит к выводу о наличии оснований для привлечения ФИО1 к ответственности, в виде увольнения из органов внутренних дел, поскольку указанные действия имеют признаки коррупционного правонарушения.

Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел дисциплинарных взысканий и сроки привлечения к дисциплинарной ответственности, предусмотренные ст. 51 Федерального закона № 342-ФЗ в данном случае не применимы, так как в действиях (бездействии) ФИО1 усматриваются признаки не дисциплинарного проступка, а коррупционного правонарушения, то есть к рассматриваемым правоотношениям необходимо применять положения ст. 51.1 Федерального закона № 342-ФЗ, регламентирующие порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел взысканий за коррупционные правонарушения.

Взыскания, предусмотренные статьями 50.1 и 82.1 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть наложено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Законодатель различает понятие приказа о наложении взыскания в виде увольнения в отношении сотрудника органов внутренних дел и приказа об увольнении, изданный во исполнение приказа о наложении взыскания в виде увольнения.

Момент, с которого сотрудник считается привлеченным к ответственности - это день издания приказа о наложении на него взыскания.

Информация о совершении сотрудником органов внутренних дел ФИО1 коррупционного правонарушения, а именно не предоставление ** ** **** в установленном порядке сведений о получении денежных средств в размере <данные изъяты> руб. по договору займа от ** ** **** следует из заключения проверки <данные изъяты>

Информация о не предоставлении в установленном порядке ФИО1 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за последующие годы – ** ** **** получена <данные изъяты> от ** ** **** года

Проверка проводилась с ** ** **** по ** ** ****. С ** ** **** по ** ** **** ФИО1 находилась в отпуске. ** ** **** состоялось заседание аттестационной комиссии. ** ** ****<данные изъяты> направлен протокол заседания этой комиссии. ** ** **** издан приказ о наложении на ФИО1 взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия. С ** ** **** по ** ** **** ФИО1 находилась на больничном. Во исполнение приказа о взыскании в виде увольнения от ** ** **** издан приказ от ** ** **** о расторжении контракта и увольнении со службы в связи с утратой доверия.

Увольнение ФИО1 произведено руководителем – <данные изъяты>, с соблюдением месячного срока со дня поступления информации о совершении сотрудником органов внутренних дел коррупционного правонарушения и наложено не позднее шестимесячного срока со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения. При этом в указанные сроки не включены периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске, пребывания его в отпуске, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией).

Рассматривая довод истца о несоответствии тяжести совершенного им дисциплинарного проступка примененному дисциплинарному наказанию, суд приходит к выводу о соразмерности наказания проступку, степени его вины.

ФИО1 занимала руководящую должность <данные изъяты>, была обязана соблюдать закон, своевременно и безусловно указать все требуемые сведения.

Объяснение ФИО1 о том, что она не посчитала нужным указывать сведения об обязательствах имущественного характера, не считая их своими, при наличии договора займа, заключенного ею, свидетельствует о том, что она знала о необходимости указания таковых сведений, но умышленно их не указала.

Все нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения официально опубликованы в средствах массовой информации, а, следовательно, с момента опубликования являются обязательными для всех должностных лиц, обязанность по предоставлению сведений о доходах на которых возложена данными актами.

Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» от ** ** **** №329-ФЗ издан в целях совершенствования антикоррупционных мер, а также унификации прав, обязанностей, ограничений и запретов, установленных для государственных служащих, включая сотрудников ОВД. В соответствии данным законом и ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрена возможность увольнения сотрудника ОВД в связи с утратой доверия к нему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении.
Исходя из этимологии слов «утрата» и «доверие» под утратой доверия следует понимать такие последствия действий (бездействия) сотрудника ОВД, которое порождает у его начальника обоснованные сомнения в его честности, порядочности, добросовестности, искренности мотивов его поступков, способности эффективно исполнять свои обязанности.

Данное основание увольнения – в связи с утратой доверия – отнесено к группе оснований, при которых сотрудник подлежит увольнению со службы в безусловном порядке, т.е. при наступлении данного условия увольнения, соответствующее должностное лицо обязано возбудить ходатайство об увольнении подчиненного ему лица в связи с утратой доверия к нему. Данная норма закона носит императивный характер.

ФИО1 <данные изъяты>. Но, в то же время, суд учитывает, что она совершила виновное действие, дающее основание для утраты доверия, в связи с чем привлечена к юридической ответственности за совершение коррупционного правонарушения. Государственный служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия по формальному признаку, без учета характера нарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, причин и условий совершения, личности лица, степени его вины. Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией особых, публично-правовых полномочий. На это неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации.

Доводы истца о неправомерности увольнения со службы ввиду отсутствия конфликта интересов, судом отклоняются как не относящиеся к рассматриваемым правоотношениям, поскольку увольнение ФИО1 в связи с утратой доверия произведено из-за непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, а не из-за непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.

Довод истца о том, что дисциплинарное взыскание было публично оглашено в устной форме и потому прекратило свое действие ** ** **** и не может применяться ** ** **** основан на неправильном толковании закона.

Доводы истца о неправомерности увольнения в связи с указанием не той должности на которой она работала так же судом отклоняются, поскольку ** ** **** она работала старшим <данные изъяты> приказом от ** ** **** была переведена <данные изъяты> По этой должности с ней ** ** **** контракт о прохождении службы в органах внутренних дел расторгнут, она уволена в соответствии с Федеральным законом от 30.11 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» по п. 2 части 1 ст. 82.1 (в связи с утратой доверия в случае не предоставления сотрудником органов внутренних дел сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений на основании приказа <данные изъяты> от ** ** ****.

Судом установлено, что ФИО1 совершила виновное действие, дающее основание для утраты доверия к ней со стороны уполномоченного руководителя. Правомерно привлечена к ответственности за совершение коррупционного правонарушения. В суд за защитой своих трудовых прав обратилась с пропуском срока Оснований для удовлетворения требований о признании приказов об увольнении незаконными, восстановлении на службе нет.

Требования о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула суд признает необоснованными ввиду отсутствия в действиях работодателя нарушения трудовых прав истца при увольнении и отказом в удовлетворении требований о восстановлении на службе.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 Е в удовлетворении требований к Управлению М о признании приказов незаконными, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.Н.Сафронова.

В окончательной форме решение принято 08 февраля 2016 года.